Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков)

Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков)
– процесс приписывания облеченными властью людьми обобщенных негативных характеристик отдельным категориям лиц, приводящий к вызыванию или усилению этих поведенческих характеристик. Навешиванию ярлыков подвержены такие влиятельные группы, как полиция, работники правоохранительной системы, журналисты, социальные работники. В результате люди стремятся оправдать, подкрепить негативные ярлыки (например, «наркоманы» или «психически больные»), усиливая соответствующее поведение. В таких случаях довольно трудно предотвратить последствия навешивания ярлыка. (См. СТИГМА.) Отдельные лица или группы людей, имеющие ярлыки, могут приобрести так называемую девиантную идентичность. Согласно распространенному определению, ДЕВИАНТНОСТЬ – это не качественная особенность совершаемых человеком действий, а следствие применения санкций и правил другими людьми.

С одной стороны, представления социологов о последствиях навешивания ярлыков могут показаться тривиальными, как в известной поговорке: дай собаке плохую кличку – и можешь ее убить. С другой – в рамках одного из теоретических подходов в социологии, так называемого символического интеракционизма, теория навешивания ярлыков привлекает внимание к некоторым особенностям социального поведения людей: 1) поведение человека сильно зависит от социальных ожиданий окружающих; 2) не всегда успешно объясняя девиантное поведение, некоторые подходы «научной» (или позитивистской) социологии (например, генетические теории преступного поведения) сами ушли недалеко от навешивания ярлыков; 3) распространенные в современном обществе ярлыки, которыми пользуются отдельные люди и организации, часто опираются на стереотипные представления о тех или иных категориях населения (см. СТЕРЕОТИП); 4) индивиды, попавшие в тиски ярлыков, все больше исключаются из обычного социального взаимодействия; 5) официальные лица, склонные к навешиванию устойчивых ярлыков, в частности социальные работники, правительственные чиновники, способны оказать сильное влияние на жизнь людей.

Теорию навешивания ярлыков можно рассматривать в рамках социально-интеракционистского подхода к решению социальных проблем. Противники теории указывают, что она переоценивает значимость навешивания ярлыков, не уделяя должного внимания внутренним предпосылкам отклоняющегося поведения. Тем не менее социальным работникам следует знать о последствиях навешивания ярлыков, во-первых, потому что многие клиенты социальных служб страдают от этого и, во-вторых, потому что нужно учитывать собственную роль в этом процессе. Необходимость компенсировать серьезные последствия навешивания ярлыков находится в центре внимания служб социального обеспечения, работающих над искоренением дискриминации в социальной работе и общественной жизни.


Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. . 2008.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков)" в других словарях:

  • Навешивания ярлыков теория — – термин весьма скептически настроенных критиков современной клинической психиатрии, которые рассматривают большинство диагностических подходов к клиническим явлениям как социальную стигматизацию (см. Стигма) или «навешивание ярлыков». Упомянутые …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Преступность (crime) — Изучение П. всегда было одной из важнейших общественных, политических и психол. задач. П. служила темой многочисленных споров в об ве и предметом научных исслед. Самые ранние из дошедших до нас филос. взглядов на природу П. относятся к началу… …   Психологическая энциклопедия

  • Психозы — группа ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, серьезно нарушающих мышление, речь и поведение, лишающих человека дееспособности. В западной культуре психозы считаются ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ; в большинстве случаев такие больные лечатся у психиатра и,… …   Словарь-справочник по социальной работе


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»